Медоносный конвейер для пчел

Останется ли акация королевой среди медоносов

Цветет белая акация 

Белая акация или робиния лжеакация в южных регионах считается королевой медоносов, большие площади под этой культурой позволяют получить пчеловодам весной мед белой акации, который высоко ценится на рынке. Несмотря на то, что медосбор с нее длится недолго, часто прерывается погодой, что требует специальной подготовки пчел к медосбору, ликвидации роевого настроения перед медосбором, это один из главнейших медосборов в этих регионах. Поэтому многие пасеки закупают и развивают пакеты на нее или готовят отводки к взятку с нее. В последние годы, многие пчеловоды сетуют на плохие медосборы с нее, объясняя это погодой и тем, что «акация не выделяет нектар» или "мало кистей", но есть опасность, что скоро и эти медосборы будут вспоминаться как хорошие, потому что пчеловоды могут остаться без одного из товарного медосбора в своих регионах. Почему же пчеловоды могут остаться без меда белой акации и к чему это может привести? Рассмотрим все по порядку.

Место акации в медосборе

Вот так должны выглядеть лесополосы

Благодаря слабой устойчивости к морозам робиния широко применяется для защитного лесоразведения в южных регионах, поэтому по государственному учету лесного фонда наибольшие ее площади отмечены в Южном федеральном округе, но главным образом в Ростовской, Волгоградской областях, Краснодарском и Ставропольском краях, Республике Дагестан. Например, в Ростовской области наибольшие площади робиния лжеакация занимает в Доно - Донецком (60,285 тыс. га) и Приазовском (32,35 тыс. га.) лесомелиоративных районах. В этих регионах робиния обеспечивает первый товарный медосбор, который формирует благосостояние пасек, для тех из них, кто не сдает мед оптом, а реализует по розничным ценам. Поэтому на медосбор с робинии, пчеловоды покупают пакеты, развивают семьи, кочуют, в надежде собрать с нее мед. Как правило следующий товарный медосбор обеспечивает подсолнух, мед с которого стоит недорого и часто просто сдается оптом или используется для зимнего и весеннего корма для пчел. Казалось бы все хорошо, многих пчеловодов радует огромные площади цветущей робинии, но всегда ли так будет?

В чем проблема акации в лесополосах

Со временем без ухода лесополосы деградируют и перестают играть отведенную им роль 
Однако, пчеловодам не стоит забывать, что робиния лжеакация не вечна, деревья попросту стареют. Так, в Ставропольском крае основные лесозащитные насаждения были созданы в 1960-1980 годы. Как не сложно подсчитать, таким насаждениям в настоящее время 34 – 64 лет. При этом долговечность культур робинии лжеакации в степной зоне в защитных лесных насаждениях составляет 50 - 60 лет, в полезащитных полосах – 55 - 65 лет, а в подзоне сухой степи этот показатель снижается до 28 - 35 лет. Долговечность посадок робинии лжеакации была снижена еще и тем, что изначально допускались ошибки при закладке насаждений, неправильным подбором сопутствующих пород, а также суровостью климата – высокими температурами, с малыми осадками и некоторыми другими факторами.
К сожалению после 1990 года системное обновление защитных лесных насаждений не проводилось. Это привело к тому, что на 2011 год по данным Бабошко О. И. в степной зоне, среди посадок робинии лжеакации основная доля приходилась на средневозрастные насаждения – 96%, доля молодняков была 3%, а 1% приходился на приспевающие насаждения.
За прошедшие 13 лет ситуация не сильно изменилась к лучшему, так исследования по материалам 2018-2019 годов показали, что в некоторых районах Ставропольского края, на долю полностью разрушенных лесополос приходится 5,1 % их площади, а на долю значительно разрушенных лесополос приходится 19,6 % их площади. Таким образом, практически четверть лесополос не представляет ни для пчеловодов, ни для аграриев никакой ценности.
Оставшиеся лесополосы для пчеловодства имеют низкую ценность, так как с возрастом, без ухода и омоложения лесных насаждений, они становятся плотной конструкции, захламляются валежником и сухостоем, нектаропродуктивность робинии снижается. Распространение болезней, особенно некрозно-раковых поражений робинии, приводит к уменьшению количества цветочных кистей на дереве. Если, на одном здоровом 12-летнем дереве робинии насчитывается до 24,1 тысячи цветков, а на 25-летнем — до 64,4 тысячи, то пораженные болезнями деревья снижают число цветков по сравнению со здоровыми на 13-19%. Соответственно и выделение нектара у больных деревьев снижается.
Средний балл поражения увеличивается с возрастом насаждения. Чем старше насаждение, тем больше процент распространённости и развития некрозно-раковых поражений. В 30- летнем возрасте распространённость заболеваний в большинстве посадок достигает 100 %. На патогенный фон накладывается также тот факт, что в среднем возрасте у робинии замедляется рост ствола и основных ветвей, что приводит к сокращению прироста и количества соцветий.
Можно предположить, что именно по этой причине наивысшая сахаро- и мёдопродуктивность одного гектара насаждений робинии в Ставропольском крае наблюдается в возрасте 30 лет, а в последующие годы (40-50) она снижается по мере роста числа пораженных деревьев. В других регионах с более благоприятными климатическими условиями наивысшая сахаро- и мёдопродуктивность одного гектара насаждений робинии наблюдается в возрасте 40 лет, что также кореллирует с количеством пораженных деревьев. 

Таким образом несложно просчитать, что:

  • в настоящее время многие насаждения просто погибли или значительно разрежены и не представляют интереса для пчеловодства. Чем больше лесополос полностью или частично разрушены, тем сильнее проявляются признаки засухи, которые уменьшают период цветения робинии и выделение ею нектара в оставшихся целыми лесополосах.
  • в настоящее время возраст большинства насаждений из робинии уже достигли возраста, при котором произошло снижение медопродуктивности насаждений, и этот процесс будет только нарастать, если не будет проводиться уход за насаждениями и их омоложение.
  • в ближайшие 10 лет многие насаждения робинии также достигнут граничного возраста и погибнут и этот показатель может достигнуть 90 % насаждений.

Последствия старения акации в лесополосах

Что делать когда лесополосы исчезнут?

Что ожидать пчеловодам в случае если ситуация не будет меняться?

Можно в ближайшие 10 лет ожидать значительное снижение производства меда из робинии лжеакации, который как бы кто не рассказывал, а является основным источником дохода для многих пасек в южных регионах.
Это может повлиять на пчеловодство в регионах, где часть пасек специализировавшихся на получении раннего меда, просто прекратит свою деятельность, соответственно уменьшится спрос на ранние пакеты, которые раньше покупали на ранний медосбор. Тем более, что во многих районах разнотравье, как источник товарного медосбора отсутствует, а подсолнух дает дешевый мед и не может оправдать покупку пакетов и уход за пчелами в течении сезона. К тому же сохранить пчел в жару до подсолнуха, это еще та задача.

Это может повлиять на аграриев в целом, которые получат уменьшение пчел в регионе и снижение урожайности, как за счет снижения опыления пчелами, так и вследствие уменьшения урожайности из-за деградации лесных полос.

Пчеловоды и аграрии также столкнутся с последствиями изменения климата из-за деградации лесополос. Засухи, суховеи и пыльные бури участятся, что окажет негативную роль, как на аграриев, так и на пчеловодов.

Получается замкнутый круг - чем больше защитных насаждений и лучший уход за ними, тем больше нектаропродуктивность робинии, чем интенсивнее уход и реконструкция существующих лесополос и закладка новых защитных лесных насаждений, тем выше нектарный запас лесополос и более благоприятные условия для аграриев в целом. Если защитные лесополосы из робинии исчезнут, то сельское хозяйство в целом, и пчеловодство в частности, этих важных сельскохозяйственных регионов ожидает кризис.

Меры преодоления кризиса деградации лесных полос

Итак, если проблема неизбежна, то как пчеловоды могут пройти кризис с наименьшими потерями.

Идеальный вариант, для аграриев и пчеловодов, был бы в планомерном расширении новых лесополос и реконструкции старых, с соблюдением интересов пчеловодов, с включением в них медоносных деревьев и кустарников. Однако, это требует огромных финансовых, а также организационных затрат для проведения работ в нескольких регионах одновременно, которые может осуществить только государство. Необходимо отметить, что определенная работа ведется - производится уход за существующими и закладка новых лесополос, но объемы этих работ все еще недостаточны.

Дело осложняется еще и тем, что многие лесополосы принадлежат не государству, а разным организациям, которые не хотят нести дополнительные затраты, к тому же они не имею знаний, как получить прибыль с лесных насаждений, как правильно подобрать породы и размещать деревья в рядах и осуществлять уход за ними для сохранения мелиоративного эффекта, да и лесное законодательство столь запутано, что отдельным новым хозяевам лесных насаждений проще ими не заниматься, а то и просто их уничтожить, якобы по независящим от них причинам и забыть об их существовании. 

Даже новые лесополосы не всегда будут закладываться из медоносов (робинии, гледичии, караганы, смородины, черноклена и других) и не будут интересны пчеловодам. Проблем с лесополосами столь много и они так многогранны, что об идеальном решении пчеловоды могут только мечтать.

Поэтому, в случае наступления кризиса с медосбором робинии, пчеловодам придется искать ей замену и зачастую им придется менять сферу деятельности в пчеловодстве.

Например, вместо получения меда из акации пчеловодам придется:

  • Многим пасекам придется стать кочевыми пасеками, с тем, что бы перевозить своих пчел на медосбор в другие регионы. Такие пасеки смогут и дальше получать ранний мед. Дополнительные затраты на кочевку, им придется компенсировать ценой меда из акации, объем которого на рынке уменьшиться.
  • Пчеловодам в больших объемах придется заняться оказанием услуг по проведению платного опыления сельхозкультур.
  • Для многих стационарных пасек расположенных в благоприятных условиях относительно дорог и месторасположения, неплохим подспорьем станет организация туристических посещений пасеки. Также получат распространение оказание услуг апитерапии (сон на ульях и другие).
  • Для остальных стационарных пасек важным станет организация медоносной базы, которая сможет покрыть потерю робинии, а также обеспечить медосбор в условиях засухи. Не в последнюю очередь, потребуется найти общий язык с фермерами, как в плане расширения медоносной базы, путем включения медоносов в севообороты, так и для предупреждения отравлений пчел. 
  • Для некоторой части пасек было бы хорошим вариантом сделать упор на получение продуктов пчеловодства - пыльцы, перги, маточного молочка, трутневого гомогената, прополиса и других, но у большинства пасек возникают проблемы с их реализацией. Быстро переключить пасеку на производство нового продукта требует больших затрат, так что пчеловодам уже в настоящее время надо обратить внимание, как на приемлемые технологии получения и хранения продуктов пчеловодства, так и на поиск рынков сбыта полученной продукции. 

Будет ли идеальное решение вопроса и пчеловоды дальше будут получать хорошие медосборы раннего меда, или акациевый мед станет редкостью, и пчеловодам придется искать новые пути развития своих пасек покажет время. Но задуматься, о будущем необходимо уже сегодня.

 

Автор

Свириденко В. В.

Автор

Иванов П. А.

 

 

 

Группа ВКонтакте