Найдена крымская пчела - огромный успех в пчеловодстве или снова на те же грабли?

Найдена крымская пчела - огромный успех в пчеловодстве или снова на те же грабли?В 2016 году пчеловоды узнали о том, что в Крыму была найдена пасека с уникальной крымской породой пчел, которая считалась безвозвратно утерянной.


Как сообщалось в результате экспедиционных исследований 2014–2015 гг. на территории Южного берега Крыма в районе Красных пещер в поселке Перевальное была обнаружена частная пасека, на которой (пчеловод С.П. Миловацкий) с 1985 г. ведется селекция по правилам работы с закрытой популяцией. Общее число семей на ней 30 штук. Отсутствие в данной местности других пасек (в радиусе 5 км), а также стационарное содержание семей (обеспеченность дикорастущими медоносными растениями и посев дополнительных культур на арендованной территории) позволяет условно выделить пасеку как резерват.


В принципе, такому сообщению можно только порадоваться, восстановление потерянной крымской породы пчел (Apis mellifera taurica Alpatov) большой успех в плане накопления генетического разнообразия пчёл в мире. Однако со временем тон сообщений в прессе начал резко меняться.


Так сообщалось, что ДНК-технологии помогли выяснить, что найденные в горах Крыма пчелы действительно уникальны. «Сегодня в Крыму распространена украинская степная пчела. Она плохо показывает себя в степной местности и в предгорьях. Чтобы эта пчела приносила как можно больше меда, ей нужны прохлада и большое количество воды. Но Крым местами засушливый регион и большую часть года здесь стоит более чем теплая погода. Именно поэтому мы и решили возродить так называемую крымскую пчелу, для которой местный климат будет самым подходящим», — объясняет заведующий лабораторией кафедры экологии и зоологии Таврической академии Виталий Коханенко. На протяжении нескольких лет пчел ждут многочисленные опыты и испытания. Ученые и пасечники проследят, как насекомые будут размножаться, сколько меда добывать и как переносить крымские зимы. Когда именно закончат работу — сказать сложно. Но уже сейчас понятно, что крымская пчела будет более медоносной, чем ее конкуренты. И главное — миролюбивой. Но, как оказалось, ее главная цель находится далеко за пределами Крыма. Через несколько лет, как полагают ученые, им удастся создать целое племенное ядро, которое в дальнейшем отправится покорять северные территории России.
«Южная пчела нужна для того, чтобы получать как можно больше меда в условиях севера. Она сможет начинать медосбор гораздо раньше и, как следствие, приносить больше меда», — объясняет особенности переезда Анатолий Ивашов.


Иными словами еще ничего неизвестно, ещё ничего не апробировано, но уже остальные породы пчел поставлены на планку ниже, и уже поставлены амбициозные цели о производстве пакетов для всей России. Непонятно, почему украинские степные пчелы прекрасно работающие в Приазовье и Причерноморье, а также в Краснодарском крае, плохо работают в степной части Крыма и почему пчела с Южного побережья Крыма будет работать хорошо в степной части, где совершенно разные климатические и медосборные условия?

Другие источники сообщают, что ученые Крымского федерального университета имени В.И.Вернадского работают над выведением новой породы медоносной пчелы.


Таврическая порода медоносной пчелы, которую многие ошибочно именуют крымской, была описана советским апиологом Владимиром Алпатовым в середине прошлого века и сегодня считается утерянной навсегда, – рассказала аспирант факультета биологии и химии Таврической академии КФУ Тамара Быкова. Крымские ученые решили восполнить пробел и занялись выведением новой породы полезных насекомых. Биологам удалось отыскать горную пасеку, длительное время изолированную от внешнего воздействия. В силу удаленности от внешнего мира пчелы здесь долгое время не смешивались с другими породами.


После заявления учёного нашедшего крымских пчёл, о том что крымских пчёл не существует становится неясно, собственно какие пчелы получатся в итоге и какие пчелопакеты будут высылаться на севере России под маркой крымской пчелы? Действительно ли найденная пчела будет восстановлена и станет прекрасной пчелой для Южного побережья Крыма или речь идёт о доморощенном «бакфасте», пакеты которого собираются через несколько лет высылать в северные регионы России?
Как-то это очень похоже на начало новой эпопеи, подобную той которую на протяжении последних 100 лет российские пчеловоды наблюдали уже дважды. Сначала с реализацией большого количества пчелопакетов серых горных кавказских пчел в северные регионы России, а после точно такую же эпопею можно было наблюдать после нахождения в Карпатах карпатской породы пчел.
Результаты бума пересылки южных пчёл и карпатки в северные регионы известны многим, значительная метизация среднерусских пчел, а в некоторых регионах среднерусская пчела исчезла полностью.


Найдена крымская пчела - огромный успех в пчеловодстве или снова на те же грабли?

Для справки, что сам В. В. Алпатов сообщает о крымской пчеле
«Южная часть Крыма по своей фауне и флоре относится к средиземноморской подобласти, тогда как вся Европейская часть Союза, начиная со степной части Крыма, относится к Европейско-сибирской подобласти Палеарктики. Южное побережье Крыма, Кавказ и южная часть Средней Азии таким образом представляют в живой природе нашего Союза уголки Средиземноморья.
На южном побережье Крыма живет пчела, заслуживающая выделения в особый подвид или породу. В 1938 г. мною был опубликован материал по биометрии крымской пчелы, собранный из примитивных сапеточных ульев туземного населения Байдарской долины.
Относительная длина конечностей у крымской пчелы больше, чем у северной лесной и украинской и сходна с пчелами Кавказа. По индексу первого членика лапки она приближается к пчелам Закавказья, но не к пчелам Северного Кавказа, Абхазии и Главного Кавказского хребта (57,73±0,13). Кубитальный индекс (57,98±0,77) гораздо выше индекса украинских пчел, что сближает эту пчелу с пчелой Абхазии, но не Закавказья.
Длина хоботка (6,440±0,016) оказалась не очень высокой, ниже длины хоботка абхазских пчел и пчел Главного хребта. Надо, однако, отметить, что сборы в Крыму производились мною во второй половине мая, а не осенью, как это делалось всюду. Возможно, что осенние крымские пчелы в связи с увеличением размеров тела к осени обладают несколько более длинным хоботком, чем ранне-летние пчелы, мною изученные.
В отношении желтизны крымская пчела очень близка к кавказской горной пчеле. Так как по одним признакам крымская пчела близка к желтым пчелам Армении, а по другим — к пчелам Главного хребта, я не считаю возможным отнести ее ни к A. m. remipes, ни к А. m. саuсаsica. Это обстоятельство, а также изолированность ее распространения, «островное» расположение, дали мне основание считать пчелу южного берега Крыма особым подвидом Apis mellifera taurica Alpatov.
У нас нет сведений о том, чтобы пчелы южного берега Крыма вывозились в другие районы и изучались там в отношении своих признаков. Биологические признаке крымской пчелы хорошо отличают ее от пчел Украины. Это - обнаружено при завозе украинских пчел в Крым при сравнении их поведения с крымскими пчелами.
Вот что пишет об этом Н. Баспалов (1914; цит. по А. Брюханенко, 1926): «По сравнению с крымскими пчелам украинские более злы, но далеко не так, как северным или среднерусские пчелы. Они раньше крымских начинай ют роение и раньше их заканчивают, более медисты и пригодны для производства меда с белой печаткой».
И. В. Губаренко, пчеловод из г. Ст. Крым, пишет (см. Алпатов, 1938) мне следующее: «Крымские пчелы очень миролюбивы. К воровству мало склонны. Если бывают роевые годы, то в семьях крымских пчел можно насчитать и больше 100 маточников. Нередкость, что старая матка (особенно, если удерживается 3—4 года) миролюбиво уживается с молодой и даже плодной (я насчитывал по 12 дней их совместной жизни и наблюдал их червящих в одной улочке на соседних рамках, но молодых плодных маток в совместной жизни не наблюдал). Прополиса крымские пчелы не запасают. Приятной особенностью крымских пчел является то, что рои собираются на запах растертой маточной травы (мелиссы), но привозные пчелы не все одинаково реагируют на эту траву. Крымские пчелы — великолепные строители, даже в маловзяточные годы. Они идут со взятком от зари до зари, не прерывая работы и среди дня при температуре 30—40°».
О практическом использовании крымской пчелы в других районах говорить пока не приходится за отсутствием соответственных опытов.
Знание того, что южный берег Крыма населен своей собственной эндемичной (только там встречаемой) породой пчелы важно из следующих соображений. Южный берег Крыма по своим климатическим особенностям может быть включен в число районов, пригодных для раннего вывода маток и там возможно будут устраиваться матковыводные питомники. При этом, естественно, возникнет вопрос о породе пчел на этих питомниках и в их окрестностях.»

Таким образом, пока остается только наблюдать за тем, что получится у учёных. Будем надеяться, что они восстановят эндемичную пчелу Южного побережья Крыма, что благоприятно повлияет на развитие пчеловодства Крыма.
А также будем надеяться, что здравый смысл возобладает, и пчеловодство России не станет ещё раз наступать на те же грабли, и завозить пчелопакеты с южной пчелой в северные регионы России.
Ю. П. Смирнов

 Смотрите также

Медоносный потенциал и численность семей пчел в Республике Крым

Северокавказская (кубанская широколапая) пчела

Сохраность местных пород пчел

 

 

 

 

 

 

 

Группа ВКонтакте