Падевыделители в Сибири - кто выделяет падь
За последние годы в Западной Сибири ежегодно в лесной (таежной) и лесостепной зонах пчелы собирают падь, источником которой являются выделения тлей. По данным Биологического института СО АН СССР, в Западной Сибири всего два семейства, которые имеют 114 родов, объединяющих 341 вид (О. К. Ивановская, 1977). Эти виды обнаружены на территории Западной Сибири, Северного Казахстана, Свердловской области и Красноярского края.
Тли — партеногенетнческие, яйцекладущие, живородящие, очень мелкие растительноядные насекомые, вредители сельскохозяйственных культур, плодовых, ягодных и лесных насаждений, поражают свеклу, бобы, мак, подсолнечник, люцерну, горох, чину, капусту, кукурузу, пшеницу, березу, ивы, лиственницу, сосну, боярышник, жимопость, даже полынь и другие растения. Окрашены в основном в желтовато-зеленые и коричневатобурые, почти до черных, тона. Многие покрыты восковым налетом или сизоватобелым пушком.
Жизненный цикл разных видов различен, но можно выделить общие характерные признаки. Осенью самцы и самки достигают полного развития и спариваются, после чего самцы вскоре умирают, а самки начинают откладывать яйца на почках дерева, на листьях и других местах.
После откладки яиц они погибают. Весной из яиц выходят самки—основательницы колонии. Основательницы дают начало целому поколению самок-девственниц как бескрылых, так и крылатых. Крылатые формы, расселительницы, разлетаются на другие растения и начинают размножаться партеногенетически, Партеногенетически развивающиеся тли обладают колоссальной плодовитостью, и за лето потомство одной родоначальницы могло бы достигнуть многих сотен и даже тысяч миллионов. Однако такого масштаба развитие тлей не достигает из-за значительной их гибели, так как у них много врагов — личинки мух-жужжалок, златоглазки, жуки и личинки божьих коровок, клопы, сверчки, клещи и птицы. Размножение тлей без спаривания может повторяться в восьми и более поколениях: осенью опять развиваются самцы и кладущие яйца крылатые самки,
Каждый вид тлей паразитирует на одном виде растений (однодомный цикл), но некоторые виды имеют промежуточного хозяина — это двудомный цикл,
Тли держатся на нижней стороне листьев и сосут сок растений. Они перерабатывают главным образом белки растений. Сахаристые же составные вещества частично расщепляются в кишечнике на инвертированный сахар, но дальнейшему изменению не подвергаются, а наряду с дексирином и другими веществами выделяются через заднепроходное отверстие и падают в виде клейких капелек на листья. Порой выделение тлей бывает настолько сильным, что ясно слышится шум падающих капель, Так, Е. Цандер (1928) приводит данные, что 1 м" листовой поверхности липыдает 22—34 г пади. С большой пипы с 24 000 листьев можно собрать 24 кг пади. По данным Туманяна (1944), 3000 особей за три летних месяца выделяют с экскрементами 34— З5 кг сухого сахара. Таким образом, тли, питаясь, вызывают углеводное голодание растений,
По нашим наблюдениям, в отдельные годы (1974, 1984, 1985) падь с осины и ивовых образовывала лужи под деревьями. Все листья на деревьях были покрыты сладкой жидкостью, Потеки пади покрывали траву, растущую под деревьями, стволы деревьев, а в городе под липами, ивами на асфальте блестели лужицы.
Довольно часто на листьях и стволах, покрытых падью, развиваются сажистые грибки. Черные споры, как сажей, покрывают растения, и они становятся черными. Чрезмерное высасывание клеточного сока тлями приводит к задержке роста растений, преждевременному пожелтению листьев и их сбрасыванию. Например, в 1985 г., очень благоприятном для роста деревьев и кустарников, из-за сильного поражения тлями ивовых рост их сократился примерно в десять раз, а некоторые деревья вообще не дали прироста.
У тлей выработались различные приспособления к использованию минимального количества влаги при ее дефиците и способность сохранять ее в нормальном количестве в тканях. Обильное восковое опушение на теле предохраняет от излишней потери воды в организме и является своего рода изоляцией.
Многие тли в жаркое летнее время покидают свои обычные места обитания на растениях и опускаются в прикорневую и корневую их часть или с весны образуют галлы и в них не испытывают дефицита влаги, другие могут перелетать с основного растения-хозяина на другие, в том числе и травянистые,
По месту обитания и способу приспособления к экологическим условиям тли подразделяют на три группы.
Ксерофиллы — группа видов тлей, живущих на растениях в опустыненных степях Кулунды, Северного Казахстана, высокогорных степях и в остепненных участках лесостепи. У этой группы самое раннее развитие, в апреле появляются личинки, к концу июня замечается некоторое угнетение тлей в колонии. Многие виды переходят вниз, где более влажный микроклимат и меньше испарение.
Гемиксерофиллы — виды тлей, живущих на растениях Степных и остепненных пугов в лесостепи,
Мезофиллы — виды тлей, живущие на растениях березовых лесов, темнохвойной тайги как равнинных, так и высокогорных лесов. Они приспособились к жизни в условиях достаточного увлажнения и встречаются на всей территории Западно-Сибирской равнины, а также на высокогорье. Климат в среднем характеризуется суровой зимой и коротким летом, большим количеством осадков зимой и летом. Из-за высокого снежного покрова снег стаивает поздно, поэтому в биологии этой группы тлей отмечается сжатость сроков развития: позднее появление основательниц, в конце мая — начале июня, затем бурное развитие летом, появление крылатых расселительниц со второго поколения, раннее появление обоеполых особей и откладка зимующих яиц уже в августе—сентябре.
По нашим наблюдениям, в Западной Сибири падь выделяется в дождливые, в благоприятные и в засушливые сезоны, так как тли хорошо приспособлены ко всем условиям Сибири. Выделение пади полностью зависит от степени размножения тлей и наличия в природе их естественных врагов.
В Западной Сибири сбор падевого меда происходит только от группы тлей-дендробионтов, живущих на всех частях деревьев и кустарника, кромe корней, К этой группе относится 150 видов. А с травянистых растений, где размножаются тли в большом количестве — с гороха, люцерны, чины, василька перистого и других видов растений — пчелы никогда не собирают падевый мед. На травянистых растениях обычно можно наблюдать посещение колоний тлей муравьями, особенно на васильке перистом. По нашим наблюдениям, в Горной Шории обильный сбор падевого меда бывает с липы, осины, пихты, тальника, ракиты, верболоза, шелюги, ивы седоватой, кузовницы, или конопляной ивы,
В других районах Кемеровской области, Мариинской тайге и Томской области, Барзасской тайге, районах Салаирского кряжа, куда входят и районы Новосибирской области, основными деревьями и кустарниками, на которых развиваются тли, являются липа, осина, особенно молодые деревья, ивы, пихта.
Замечено, что многие виды тлей живут и на других деревьях и кустарниках (тополе, ольхе, березе, сосне сибирской (кедре), сосне обыкновенной, ели, черемухе, акации и др.), однако пчелы не собирают с них паденый мед. Этот факт пока не имеет научного обьяснения, а гипотезы и предположения не дают ясного ответа.
Сбор падевого меда в различные годы в Сибири бывает довольно высоким. Так, в Горной Шории (липовая зона) на пасеке пчеловода И. М. Горпиненко в 1954 г. контрольный улей показал максимальную прибыль в день — 11 кг, а сбор меда в среднем на пчелиную семью составил 70 кг. На одной из пасек в Кемеровском районе в Барзасской тайге контрольный улей в 1974 г. показал максимальную прибыль сбора падевого меда с осины — 6 кг в день, а ежедневный принос по 2,5—3,0 кг был в течение месяца.
Падевый мед, собранный пчелами с разных растений и, следовательно, от разных видов тлей, сильно отличается по количеству сахаров, аминокислот, минеральному составу. Чистый падевый мед с осины — темный, совершенно не пахнущий медом, имеет привкус и запах яблочного джема. Падевый мед с ивовых растений чаще всего имеет светло-коричневый цвет с приятным ароматом.
Чистый падевый мед в гнездах бывает только в годы большого его сбора и плохого сбора цветочного меда. Чаще всего пчелы собирают смесь падевого меда с цветочным. В этом случае падевый мед имеет и приятный вид, и аромат, это вводит пчеловодов в заблуждение и они оставляют его в зиму, отчего пасеки часто страдают. Органолептически определить вкус падевого меда невозможно, особенно если он собран с ивовых и имеет примесь меда с дягиля сибирского. Даже небольшая примесь меда с дягиля придает падевому меду прекрасный аромат и вид, и такой мед воспринимается как чистый цветочный. Падевый мед с ивовых особенно губителен для пчел.
Падевый мед, собранный пчелами с пихты, черный, как деготь, не имeет медового вкуса. Чистые падевые меда с пихты, осины и даже с ивовых реализовать населению как столовый мед довольно сложно, так как такие меда не имеют традиционного медового вкуса, хотя они для питания человека много полезнее, чем любой цветочный. Чтобы такие меда доходили до населения в натуральном виде, необходимо организовать расфасовку их непосредственно на пасеке с указанием на этикетке полезных качеств этого меда, обычно пчеловоды избегают сбора падевого меда, но такое отношение к нему неправильно. Падевый взяток следует использовать полностью. После прекращения сбора пади у пчел, идущих в зиму, весь собранный мед необходимо откачать, а семью подкормить сахарным сиропом. Падевый мед можно вполне давать пчелам весной, после облета.
В. Кашковский
г. Новосибирск
Читайте так же