Биологические методы борьбы с восковой молью на пасеке
Большая восковая моль (Galleria Mellonella L.) является серьезным вредителем пчелиных семей по всему миру, принося значительный ущерб всей отрасли пчеловодства. Ежегодные убытки на пасеках нашей страны от потерь воска, уничтоженного восковой молью, составляет 2 млн рублей (Смирнов, 1972).
В связи с развитием в мире органического пчеловодства необходимо улучшать качество пчеловодной продукции за счет снижения использования лекарственных препаратов против вредителей и болезней пчелиных семей. В продаже имеется множество биологических средств, произведенных на растительной и бактериологической основе.
Биологические препараты оказывают губительное действие на гусениц восковой моли в течение продолжительного времени, не нарушая биоценозы (т.е. не действуют на полезную микрофлору) и обладают профилактическим действием (Смирнов, 1972). Они значительно дешевле, чем химические препараты.
В 1911 году был открыт бактериальный препарат Baсillus thuriengiensis для защиты растений. В Европе препарат на основе Baccilus thuringiensis aizawai зарегистрирован как Mellonex, его стали применять против Galleria Mellonella L.
В 1970 году американский исследователь Dulmage описал высоковирулентную культуру Bacillus Thuringiensis var. alesti, выделенную из гусениц хлопковой моли (Pectinophora gossypiella Saund.), погибших в лаборатории во время естественной эпиозотии. По данным Dulmage, препарат, приготовленный на основе бацилл штамма HD-1, по биологической активности был в 20 раз эффективнее в борьбе против хлопковой моли и некоторых видов совок, чем коммерческие бактериальные препараты, выпускавшиеся тогда промышленностью (Зурабова и др., 1998). В России препарат получил название «Биосейф», обладающий уникальным механизмом действия и имеющий высокую эффективность при малых нормах действующего вещества. Кроме того, «Биосейф» послужил для создания препарата нового поколения в борьбе с вредителем медоносных пчел восковой молью (Кашина,1993; Коновалова, 1995).
Препарат «Биосейф» состоит их спорово-криссталлического комплекса бациллы турингисизис (смачивающийся порошок с титром не менее 50 млрд. жизнеспособных спор бациллы турингиензис на 1 г). Токсичен только для гусениц молей.
«Биосейф» используется в виде свежеприготовленной водной суспензии обычным опрыскиванием медо-перговых рамок суши из расчета 25-30 мл препарата на рамку. Предварительно содержимое флакона «Биосейф» растворяется в воде до однородной суспензии: если серия рассчитана на обработку 10 соторамок – 1 флакон с препаратом растворяется в 0,5 л воды, 50 – в 2,5 л, 80 – 4 и на 100 соторамок соответственно флакон растворяется в 5 л воды (Кашина, 1993, 2009). Выраженный противомолевый эффект наступает через 20-28 ч и сохраняется в течение года.
Н.С. Куликов и А.Я. Лескова (1963) для предохранения воскового сырья от моли предложили использовать энтобактерин-3. Энтобактерин – порошок светло-серого цвета с активностью 100 ЕА/г (содержит по 50 млрд жизнеспособных спор и кристаллов эндотоксина). Это препарат кишечного действия. Сырье перемешивали с энто-бактерином из расчета 10 г препарата (содержит 300 млрд. спор бациллы) на 1 кг сырья. Схема обработки: один или два раза с интервалом 10-12 суток. Соты опрыскивают 3%-ной свежеприготовленной суспензией (из расчета 24-25 мл на одну рамку) при температуре 18-30 °С. При этих условиях гибель гусениц восковой моли, особенно младших возрастов, наступает после поедания ими воска, обработанного энтобактерином. Однако при опрыскивании энтобактерином пораженных сотов в улье погибали не все гусеницы, что можно объяснить скрытым образом жизни личинок G. Mellonella. Вредного действия на пчел и расплод энтобактерин в этой дозе не оказывал.
M. Izhar-ul-Haq, Muhammad Saleem, Sohail Ahmed (2008) описали препарат растительного происхождения NeemAzal-T/S (Neem (Azadirachta indica a.juss) Seed) (NSE). Препарат производится из сока дерева ниим или маргоза – вечнозеленое дерево семейства Мелиевые, происходящее из тропических и субтропических районов Пакистана, Бангладеш, Индии и Мьянмы. Дерево высотой 12-18 м с раскидистой кроной (www. Wikipedia. org).
Наибольший процент смертности личинок достигал в 3 и 4% водных растворах соответственно 73,33 и 83,33%. Обработку производили распылением препарата на рамки.
Препарат XenTari (B.t.a.) включает в себя 2 составляющие: NeemAzal (сок дерева ниим или маргоза) и бактериологический препарат Mellonex на основе Baccilus thuringiensis aizawai. XenTari используется как инсектицид и в качестве контроля за большой восковой молью и клещами варроа, защищая пчелиные семьи, а также как в органическом пчеловодстве.
Исследования показали, что смертность личинок при обработке Mellonex в количестве 2 г/л достигает 77,1%, в то время как при обработке 1 г/л всего 25%. При сравнении разных концентраций препарата NeemAzal выявилось, что при 80 мг смертность достигает 100%, при 40мг – 69,4%.
Для массового отлова взрослых бабочек используют полимерноаттрактивную композицию (ПАК-100), основу которой составляет синтетический половой феромон самцов восковой моли. Резиновые кольца, пропитанные феромоном, служат приманками (диспенсорами). Их применяют совместно с ловушками из картона (10х15 см), покрытыми незасыхающим энтомологическим клеем. Приманки помещают по середине ловушек. Бабочки, привлеченные феромоном, удерживаются липкой ловчей поверхностью.
В каждый улей (при наличии 5-7 рамок) размещают по одной-две ловушки ПАК-100 между разделительной решеткой и боковой стенкой корпуса. При полном заполнении корпуса рамками ловушку с диспенсером размещают в ульях между положком и подушкой. Диспенсор сохраняет привлекающее действие 15 дней, поэтому через каждые две недели приманки меняют на новые (Кашина 1993, 2009).
А.В. Лопатин и др. (2010) предлагают экологически безопасные клеевые ловушки «Клей-Кун». Они представляют собой полосы ламинированной полиэтиленом бумаги размером 5×45 см с односторонним клеевым покрытием из растворенного в энтомологическом клее синтетического полового феромона самок мельничной и южной огневок. Ловушки удаляют самцов из популяции бабочек, что способствует подавлению их размножения и поддержания численности вредителей на экономически безопасном уровне. Емкость фиксирующей поверхности – 170-200 бабочек. Компоненты ловушек «Клей-Кун» нетоксичны и безопасны. При размещении ловушек рекомендуют ставить 1 ловушку на 150-200 м3.
Биологическая борьба с помощью паразитов насекомых является хорошей альтернативой другим методам из-за специализации в еде.
Н.М. Столбов и др. (1990), Г.В. Кашина (1993, 2009) предлагают щадящий вариант истребления большой восковой моли с помощью Didrachys cavus Walker, относящийся к хальцидоидным наездникам из семейства Pteromalidae. Дибрахис – широкий полифаг, развивающийся на коконизирующихся личинках обычно под покровом кокона или пупария. Личинки дибрахиса развиваются обычно группами и вызывают гибель хозяина. В одном коконе может обитать до 80-100 личинок паразита. Взрослые хальциды прогрызают кокон хозяина и вылетают наружу. Для развития дибрахиса наиболее благоприятна температура в среднем 22°С при относительной влажности 57%. При этом понижение температуры вызывает у паразита впадение в диапаузу. Опытным путем Н.М. Столбов и др. (1990), Г.В. Кашина (1993, 2009) доказали, что дибрахис поражал весь расплод моли, не поражая расплод пчел. Хальцидоидный наездник – дибрахис (Dibrachys cavus W.) выпускается по 100-150 особей при интенсивности поражения 100 соторамок – 3-5 личинками моли, 250-300 – соответственно 10-15 коконами моли, 400-500 особей дибрахиса – 16-30 личинками восковой моли.
Существует еще один паразит Bracon hebetor – всеядный эктопаразит, способный уничтожать большое количество личинок.
Таким образом на сегодняшний день на ряду существующих мер борьбы с G.Mellonella, биологические меры значительно отличаются от других высокой степенью эффективности, низкими затратами и экологичностью, что соответствует современным стандартам органического пчеловодства.
А.С. Осокина, Л.М. Колбина ФГБНУ Удмуртский НИИСХ, г. Ижевск, Удмуртская Республика, Россия
Смотрите также