Особенности проявления вароатоза в теплице
Проведенные ранее эпизоотологические исследования на пасеках тепличных хозяйств Московской области показали 100% -ное поражение варроатозом всех пчелиных семей. Как моноинвазия болезнь зарегистрирована у 19% семей, смешанная форма инфекции-инвазии — у 81%. Наиболее распространена смешанная инвазия — инфекция варроатоз — аскосфероз. Установлено, что на фоне варроатоза складываются благоприятные условия для развития инфекционных болезней пчел. Это связано с тем, что
клещ варроа, питаясь гемолимфой взрослых пчел или расплода, инокулирует своим ротовым аппаратом, контаминированным различными микроорганизмами, возбудителей инфекционных болезней в гемолимфу, которые минуют все иммунные барьеры пчелы. Тем самым клещи вызывают глубокие нарушения в системе неспецифической природной устойчивости пчел к заразным болезням (1, 2, 3, 4).
Цель исследований — изучить особенности проявления варроатоза в условиях теплиц.
Работу выполняли на пасеке СПК «Соревнование» г. Мытищи Московской области и на кафедре пчеловодства, рыбоводства, болезней пчел и рыб ФГБОУ ВПО MГAВMиБ.
Результаты опытов оценивали на основании состояния пчелиных семей (масса, количество расплода), клинического проявления варроатоза, изменений интенсивности инвазии, выживаемости пчелиных семей. До начала опыта, а затем через каждые 12 сут проводили зоотехнический учет и клиническое обследование семей. От каждой пчелиной семьи отбирали патологический материал (пчел, запечатанный расплод), в расплодных сотах фрагментарно вскрывали крышечки ячеек и в ячейках с куколками в возрасте серой груди определяли особенности размножения клещей варроа. Патологический материал исследовали в соответствии с инструкцией «Методы проведения научно-исследовательских работ в пчеловодстве» (Рыбное, 2006).
Размножение клещей варроа в пчелиных семьях со слабой заклещенностью (2,13+0,75%)
Начиная с постановки пчелиных семей в теплицу и до конца их жизнедеятельности в зимне-весеннем обороте огурца изучали динамику интенсивности инвазии, исследуя возрастную динамику развития инвазии в расплоде и на взрослых пчелах (табл. 1). Как показали результаты исследований, в январе и феврале клещи варроа не заходили в пчелиный расплод. Первые случаи наличия клещей в расплоде отмечены 5.03. В это время разница между показателями степени поражения разных возрастных групп пчел была незначительной. Так, в расплоде клещей оказалось на 21% больше, чем на взрослых пчелах. Вскрытие ячеек в возрасте куколок на стадии серой груди показало отсутствие потомства клещей в этот период. Самки в основном только заходили в расплод, но не размножались. В одной ячейке было отмечено наличие протонимф, но обычно в норме к этой стадии развития пчелы в ячейке должны быть молодые имаго самки и самцы клещей, поскольку все другие стадии развития не успеют достичь стадии имаго до выхода молодой пчелы из расплодной ячейки.
В пробах, взятых 18.03, в расплоде зарегистрировано в 1,9 раза клещей больше, чем в пробах от 5.03. Произошли существенные изменения в динамике показателей различных возрастных групп. В расплоде зарегистрировано клещей в 3 раза больше, чем на взрослых пчелах. Дружный заход самок-основательниц в расплодные ячейки был связан с вылетом пчел из теплицы и приносом в гнездо свежих нектара и пыльцы. При вскрытии ячеек с расплодом в возрасте куколок на стадии серой груди отмечено, что 54,4% клещей, зашедших в расплодные ячейки, не приступали к размножению, из оставшихся только две самки дали полноценное потомство, в результате чего сформировались молодые самки и самцы. У остальных самок-основательниц при попытке размножения происходил сбой в развитии потомства, в результате чего оно не достигало стадии имаго,
В дальнейшем (1.04; 14.04 и 27.04) отмечали аналогичную тенденцию, то есть клещи дружно заходили в расплодные ячейки и пытались размножаться,
Изучение степени заклещенности различных возрастных групп показало быстрое нарастание данного показателя в семьях, которое не соответствовало действительному выходу молодых самок из расплода. В процессе зимне-весеннего оборота огурца, начиная с первой декады марта, численность пчелиных семей стала снижаться (табл. 2). Это объяснялось многими факторами: зимняя выставка пчелиных семей в теплицы и их активизация, замкнутое пространство пета пчел, резкие перепады ночных и дневных температур, повышенная влажность при высоких температурах, химические обработки растений против болезней и вредителей и др.
В результате к 18.03 численность пчелиных семей сократилась на 34,2%, а заклещенность оставшихся пчел, по подсчетам, стала 2,9%, то есть возросла на 36,2%. По данным зоотехнического учета, кроме снижения массы пчел в это время на 22,8% произошло сокращение печатного расплода (см. табл. 2). В последующем эта тенденция сохранялась: к 1,04 масса пчелиных семей сократилась на 18,9%, а количество расплода на 43,2% (по отношению к предыдущему показателю); к 14.04 — на 27,3 и 35,9%, ҝ 27.04 — на 32,5 и 48,5% соответственно. К концу опыта масса семей снизилась в 3,6 раза по сравнению с первоначальной, а следовательно, заклещенность автоматически возросла до 7,7%, если считать, что число клещей осталось неизменным. Лабораторные исследования показали, что средняя заклещенность пчелиных семей к концу опыта стала 9,6%. Фактический прирост популяции клещей за время опыта (1,5 месяца размножения клещей в расплоде) составил 24,7% от первоначального. Это свидетельствовало о том, что размножение клещей варроа в условиях теплиц являлось неблагоприятным для популяции клещей с малой численностью,
Размножение клещей варроа в пчелиных семьях с сильной степенью поражения — (10,340,46)%
Как показали результаты лабораторной диагностики, до марта клещи варpoа не заходили в расплодные ячейки (табл. 3). 5.03 зарегистрирована часть самок-основательниц, зашедших в расплодные ячейки, но не приступавших к размножению.
18.03 заклещенность взрослых пчел снизилась на 32,9%, а в расплоде возросла в 5,8 раза по сравнению с результатами от 5.03. Анализ репродуктивных возможностей клещей, зашедших в расплод, показал, что только 19,3% самок дали половозрелое потомство, а у 38,6% клещей регистрировали сбой в развитии потомства, в результате чего оно не могло достичь стадии имаго. В пораженных клещом варроа ячейках (57,9%) отмечена гибель расплода пчел.
1.04 заклещенность расплода возросла более чем в 3 раза по сравнению с предыдущими данными. Из общего числа зашедших в расплод самок 12,1% дали половозрелое потомство, у 33,6% отмечена задержка в развитии потомства клещей, 54,3% клещей не дали потомства из-за гибели расплода пчел. 14.04 отмечено 100%-ное поражение расплода. В 62,1% ячеек с самками-основательницами установлена гибель расплода пчел, 22,8% самок-основательниц не приступали к размножению, 1,5% самок дали только самцов, а 13,6% самок дали потомство с задержкой в развитии, которое не могло достичь имаги начальной стадии.
В отличие от семей первой подопытной группы скорость сокращения силы семей во второй группе была более значительной. Так, к 18.03 снижение массы пчел произошло на 40,1%, а в первой группе — на 25,5% (см. табл. 2). К 14.04 численность семей снизилась в 4 раза по сравнению с исходными данными, что в 1,6 раза больше по сравнению с первой группой. И если пчелиные семьи первой группы в это время (14.04) сохраняли работоспособность, то семьи второй группы не работали на опылении и были расформированы.
Сравнительный анализ данных по воспроизводству потомства пчел в первой и второй группах показал, что на момент постановки пчелиных семей в модули теплицы во второй группе запечатанного расплода в семьях было в 5,2раза больше, чем впервой (см. табл. 2). В семьях первой группы самой взрослой стадией расплода были предкуколки, а во второй — куколки с серой грудью и серым брюшком, то есть семьи второй группы зимовали более беспокойно и матки начали яйцекладку на 8—12 сутраныше, чем в первой. При сильной степени заклещенности большое число взрослых пчел, а затем и расплода было поражено клещами, которые активно питались - на них для воспроизводства своего потомства. в результате в течение всего опыта семьи второй группы выращивали расплода значитель_i, меньше, чем в первой, а следовательно, и масса пчелиных семей стала сокращаться быстрее, чем в первой группе. Патологические изменения расплода пчел имели максимальную степень выраженности: рождение пчел с различной степенью уродства вплоть до бескрылых, большое число самок-основательниц. встречающихся на пчелах и ползающих на запечатанном расплоде, погибшие, гниющие без запаха куколки в ячейках, большая гибель расплода, в ячейках которых находились клещи.
Все эти данные свидетельствовали о большой дополнительной нагрузке на пчелиные семьи, когда клещи варроа находятся в гнезде пчел. Чем больше заклещенность, тем труднее пчелиным семьям в условиях теплиц сохранить численность. При начальной заклещенности 10%-ное выживание пчелиных семей становилось невыполнимым сразу же, как только клещи активно начинали заходить в расплод.
Выводы 1. При сниженной резистентности пчелиных семей в условиях теплиц в составе гемолимфы развивающихся и взрослых пчел не достает элементов, оптимально стимулирующих переход самок варроа в активное репродуктивное состояние после осенне-зимней диапаузы.
2. Сокращение численности пчел в семьях в процессе зимне-весеннего оборота культуры автоматически способствует увеличению их заклещенности.
3. Сокращение количества расплода в пчелиных семьях приводит к увеличению степени его поражения.
4. Расплод пчел — источник питания клещей варроа, что приводит к сокращению продолжительности жизни нарождающихся пчел и еще большему снижению общей резистентности пчелиных семей.
5. В условиях теплиц клещи варроа активно приступают к размножению только при появлении свежего нектара и пыльцы, принесенных с медоносов.
6. В связи с широким распространением варроатоза пчел и его высокой контагиозностью заслуживают внимания ветеринарно-санитарные мероприятия, не допускающие первичной пораженности пчелиных семей при их постановке в теплицу свыше 1-2%.
Т.П.Голева, В.М. Масленникова
ФГБОУ ВПО «Московская государственная академия петеринарной медицины и биотехнологии им. К.И. Скрябинам.
Читайте также
Борьба с клещом варроа на пасеке