Углекислота и физиологическое состояние взрослых особей
Последствия наркотизации углекислотой. Углекислый газ часто , используют в практической работе, например, при заселении нуклеусов и для наркотизации маток.
Работами, выполненными на одиночных насекомых, установлено, что углекислота оказывает после наркотизации сильное физиологическое последействие. 15-минутная наркотизация молодых самок дрозофил снижает их яйцепродукцию и сокращает продолжительность жизни. В связи с этим заслуживает внимания вопрос о том, какое влияние оказывает наркотизация пчел углекислотой на их физиологическое состояние и поведение в дальнейшем,
К. Риббандс (1950), Г. Аустин (1955) обнаружили сокращение продолжительности жизни пчел, подвергнутых в первые часы жизни наркозу углекислым газом. В. Сковронек и Е. Джаукокс (1974) в своей работе показали наличие прямой связи между продолжительностью наркоза и укорочением жизни пчел В частности, пчелы в возрасте до 24 ч подвергнутые наркозу 100%-ной углекислотой в течение пяти минут жили в среднем 34,6 дня. При десятиминутной обработке — до 30 дней, а после двадцатиминутной обработки — всего 24 дня. Не наркотизированные пчелы прожили при тех же условиях 42,4 дня.
Известно, что у рабочих пчел в отличие от многих видов муравьев и термитов нет строгой кастовой специализации в зависимости от выполняемой работы. Но в пчелиной семье существует определенная специализация, которая определяется в основном их возрастом, обычно молодые пчелы занимаются внутриульевыми работами, уходом за расплодом, строительством сот и т. п. Особи средних и старших возрастных групп заняты поиском и доставкой в улей нектара, пыльцы, воды и т. д. Об активности этих пчел принято судить по количеству вылетов из улья, совершаемых в течение дня или определенный период наблюдений.
Наркотизация пчел углекислотой ускоряет переключение пчел с внутриульевых на внеульевые работы. Согласно наблюдениям В. Сковронека и Е. Джаукокса, пчелы тем быстрее приступают к внеульевым работам, чем продолжительнее было действие наркоза. Так, при 10-минутной наркотизации молодых пчел (через несколько часов после выхода из ячеек) отдельные особи начали вылетать из улья в возрасте пяти дней. Максимум их летной активности приходится на 12—14-й день жизни. Пчелы, подвергнутые 20-минутной наркотизации, также начали вылетать из улья с пятого дня жизни. Но их летная активность была выше. Ее пик отмечен в возрасте 10—12 дней. Пчелы без наркотизации начали вылетать из улья в возрасте шести дней, а пик их активности наблюдался на 18-й день жизни. С этого времени их летная активность значительно превосходила таковую у наркотизированных. Ее спад был наибольшим у пчел, прошедших 20-минутную наркотизацию, немного меньше — 10-минутную. Следовательно, наркотизация пчел углекислотой побуждает их раньше приступать к внеульевым работам, но эти пчелы быстрее изнашиваются и погибают.
Своеобразно поведение пчел, получивших 10-минутную наркотизацию, в более позднем возрасте. У пчел, наркотизированных в возрасте 10 дней, летная активность вначале возрастает, а спустя пять дней резко снижается. В течение 15 дней после наркотизации примерно в 5 раз меньшее их количество по сравнению с ненаркотизированными занимается доставкой в улей пыльцы. При наркотизации пчел в возрасте 20 дней совсем не обнаружено подъема их летной активности. Замечен лишь ее спад, который отчетливо наблюдается через 2—3 дня после наркотизации. Эти пчелы совсем прекращают принос пыльцы, в то время как примерно 34% из числа того же возраста, но ненаркотизированных особей прилетало в улей с пыльцевыми обножками.
В. Сковронек и Е. Джаукокс обнаружили сильное влияние наркотизации на развитие у пчел жирового тела, глоточных (гипофаригиальных) и восковых желез, В частности, у пчел, подвергнутых вначале имагинального периода жизни 20-минутному наркозу, жировое тело в каждом случае его измерений, проводимых 5 раз через семидневный интервал, было в 1,1—1,4 раза меньше, чем у ненаркотизированных особей того же возраста. Еще сильнее различался измеренный в те же сроки размер глоточных желез: у ненаркотизированных пчел они были в 1,1—1,9 раза больше, чем у наркотизированных. Развитие гипофарингиальных желез связано с продуцированием фермента инвертазы, необходимого для переработки нектара в мед, следовательно, наркотизация уменьшает участие пчел в этой важной внутриульевой работе. Наркотизация также подавляет восковыделительные функции пчел, о чем говорит слабое развитие у них восковых желез. Их высота, являющаяся показателем активности функционирования, составляла в период максимального развития у 60% наркотизированных пчел 30—40 мкм, максимум — 62 мкм. В то же время у большинства ненаркотизированных особей — 50—60 мкм, максимум — 80 мкм.
Сильное последействие оказывает наркотизация на маток. По данным О. Макензена (1947), кратковременная наркотизация молодых маток углекислым газом ускоряет процесс их созревания, в результате чего они раньше приступают к яйцекладке, но совершают меньше брачных вылетов, что снижает вероятность их спаривания на 7—9%.
В. Сковронек, Е. Джаукокс и Г. Гун (1973) обнаружили, что после наркотизации молодых маток изменяется привлекательность к ним со стороны рабочих пчел. Провели двадцатиминутную анестезию шестидневных маток. Их привлекательность оценивали по числу пчел, собравшихся на каждой из клеток, в которых находилось по матке. Клетки располагали по кругу радиусом 44 см. В центр его высыпали 100—130 г молодых пчел. Описанный опыт провели через 4, 11 и 18 дней после наркотизации маток. Оказалось, что на четвертый день они привлекали примерно в 1,2 раза большее число пчел, чем не подвергавшиеся действию наркоза. На 11-й день это различие было наибольшим и составляло 1,9, на 18-й день оно уменьшилось до 1,5.
Видимо, наркотизацию можно использовать в практической работе пчеловода как средство, улучшающее отношение пчел безматочных семей к предлагаемым их маткам. Однако, учитывая изложенное выше, необходимо выяснить возможные отрицательные последствия углекислоты на маток.