Зависимость топографии зимнего клуба от температуры окружающей среды
Преодоление медоносной пчелой длительной зимовки в условиях умеренного и холодного климата основано на большом комплексе индивидуальных и социальных этолого-физиологических адаптаций. Их приобретение и совершенствование сопряжено с эволюцией социальности. На этом генеральном направлении доминирующее значение приобрели приспособления, обеспечивающие накопление кормовых запасов, их экономное использование в течение зимовки и регуляцию внутригнездовой температуры [1].
С развитием социальности медоносная пчела не приобрела или, возможно, утратила такую адаптацию к холодному климату, как способность к длительной и глубокой приостановке жизнедеятельности, что типично для многих видов одиночно живущих насекомых. Очевидно, ей, как и всем шести видам рода Apis, биологически нецелесообразно впадать в спячку в неблагоприятные периоды жизни, так как они сами и их кормовые запасы нуждаются в защите от многих других животных [2, 5].
В наших экспериментах регистрация температуры пчелиного гнезда в осенне-зимний период осуществлялась в средней полосе России (Нижегородская обл.). В эксперименте были задействованы четыре пчелиные семьи, подготовленные к зимовке и размещенные в 24-рамочных лежаках из пенополистирола силой восемь улочек. В каждой из них установили по восемь термодатчиков. Первый — между корпусом улья и 1-й сотовой рамкой, последующие — между соответствующими сотовыми рамками на глубине 70 мм. Температуру атмосферного воздуха регистрировали обычным ртутным термометром в 12 ч. В это же время снимали показания с датчиков электротермометра.
Оценка температурного режима улья во время формирования зимнего клуба (сентябрь — октябрь) показала, что наименьший ее показатель в пчелином гнезде регистрируется в области между 7-й и 8-й рамками, расположенными возле нижнего леткового отверстия. В этом случае при колебаниях наружной температуры в течение суток от 8 до 18°С внутриульевая в указанной области колебалась от 13 до 18°С.
Температура между 1-й и 2-й рамками была максимальной и колебалась в зависимости от времени суток от 17 до 22°С, причем показания 21...22°С регистрировали в 21 и 23 ч. Утром и днем (с 7 до 17 ч) увеличение температуры наблюдалось в области между 5-й и 6-й, 7-й и 8-й рамками.
Таким образом, можно предположить, что во время формирования зимнего клуба в сентябре—октябре основная масса пчел в ночное время сосредотачивается между 1-й и 2-й рамками, то есть в области, наиболее удаленной от леткового отверстия, а в утреннее и дневное время она перемещалась к нему.
Наши исследования показали, что формирование достаточно устойчивого зимнего клуба происходило в середине декабря при наружной температуре –10°С. В это время температура в области датчиков (между 2-й и 3-й, 3-й и 4-й рамками) поднималась до 22...23°С.
Регистрация температуры в первую декаду января, когда температура наружного воздуха в дневное время колебалась в пределах 0...3°С, показала, что зимний клуб пчел стал более диффузным, а высокая температура отмечалась у датчиков 1–5 (рис. 1). Интересно, что максимум температуры был между корпусом улья и 1-й сотовой рамкой (датчик 1), а 2-й температурный пик — между 3-й и 4-й рамками (см. рис. 1).
При снижении температуры наружного воздуха в третьей декаде января до –18°С происходит концентрация зимнего клуба пчел и они располагаются в улочках между 1-й и 4-й рамками, где температура колеблется от 18 до 26°С. Необходимо отметить, что температура на периферии гнезда, обращенной к летковому отверстию, не превышала 0°С (рис. 2).
В феврале, когда средняя температура наружного воздуха в дневное время в среднем равнялась –10°С, максимальная температура в улье регистрировалась в области размещения 4, 5 и 6-го датчиков и колебалась от 21 до 25°С.
В марте при температуре наружного воздуха в среднем –12°С динамика распределения температуры по разным областям улья практически соответствует февральским результатам. Максимальная температура (22...24°С) регистрируется между 3–5-й сотовыми рамками. Температура в периферической области, обращенной к летковому отверстию, минимальна и составляет (2,5±0,3)°С.
По нашим данным, зимний клуб полностью распадается в начале апреля, когда днем температура наружного воздуха поднимается до 10°С и выше. В это время внутри улья устанавливается температура, характерная для периода массового развития расплода.
Таким образом, полученные данные говорят о том, что осенью ночью пчелы концентрируются вдали от леткового отверстия, а днем располагаются ближе к летку. «Классический» зимний клуб образуется к середине декабря и располагается в центральной части гнезда, между 2-й и 3-й, 3-й и 4-й сотовыми рамками.
В январе при усилении морозов зимний клуб смещается в сторону, противоположную летковому отверстию, причем температура между 6-й и 7-й, 7-й и 8-й рамками падает до 0°С. Здесь же следует заметить, что потепление сопровождается диффузией пчелиного клуба и он распределяется в улочках между стенкой улья и 5-й рамкой.
В феврале и марте клуб начинает сдвигаться в область леткового отверстия и даже при –18°С располагается между 3-й и 4-й, 4-й и 5-й, 5-й и 6-й сотовыми рамками.
А.Е.ХОМУТОВ,
В.В.ЯГИН,
Д.В.ФИЛАТОВ
Нижегородский государственный
Университет им. Н.И.Лобачевского
Литература:
1. Еськов Е.К. Этолого-физиологические приспособления пчел к зимовке // Сб. науч.-исслед. работ по пчеловодству. — Рыбное, 2005.
2. Касьянов А.И. Биология обогрева пчелиного гнезда // Пчеловодство. — 2003. — № 2.
3. Касьянов А.И. Улей как тепловая защита зимнего клуба пчел // Новое в науке и практике пчеловодства. — Рыбное, 2003.
4. Касьянов А.И. Термогенез пчелиной семьи в пассивный период жизнедеятельности // Материалы. 4-й Междунар. науч.-практ. конф. «Пчеловодство – XXI век». — М., 2003.
5. Касьянов А.И. Тепловыделения пчелиной семьи в годовом цикле жизнедеятельности // Сб. науч.-исслед. работ по пчеловодству. — Рыбное, 2005.
Источник
Журнал "Пчеловодство"